Где учиться? - МГК им. Чайковского

Каждый юный виолончелист рано или поздно сталкивается с проблемой выбора учебного заведения. К какому педагогу поступать, насколько оправданным будет это решение, какие есть перспективы?


Чтобы ответить на эти вопросы было легче, мы начинаем серию статей, посвященную учебным заведениям России и стран СНГ. И открывает наш "золотой список", пожалуй, самый известный российский ВУЗ - Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского. Из стен Московской консерватории вышло немало знаменитых виолончелистов, от Андрея Брандукова, Святослава Кнушевицкого и Мстислава Ростроповича до Давида Герингаса и Бориса Андрианова. Сергей Антонов, Владимир Бальшин, Александр Князев, Кирилл Родин, Александр Рамм, Галина Козолупова, Наталья Шаховская, Александр Бузлов, Каринэ Георгиан, Александр Рудин... перечислить тех, кто НЕ учился здесь и получил известность в нашей стране, пожалуй, даже проще.


МГК — место для самых амбициозных. Многие виолончелисты со всей страны стремятся сюда попасть.


"Сложно ли было на поступлении? По специальности было нормально, т.к была готова ко всему, а вот по сольфеджио/гармонии... попалась очень сложный диктант в переменном размере - экзаменаторы пытались намекнуть, что размер меняется, но в требованиях об этом не было ни слова. Да и интонационно он был тяжелый, как и задача. По литературе нужно было выучить кучу стихов - отвечала я "Горе от ума", меня просили цитировать" (аноним, студентка оркестрового факультета МГК)


"Поступление в консерваторию представлялось куда более трудным, чем оказалось на самом деле. Программа по специальности обычно спрашивается не в полном объёме, некоторые произведения слушают до середины, а, например, гаммы и пьесу могут и вовсе не спросить. Экзамен по теории музыки разделён на две части, письменная и устная. В этом году комиссия была весьма лояльна и не устраивала никаких сюрпризов. Экзамен по русскому языку и литературе также не был особенно трудным, не готовясь к нему, успешно сдать его оказалось вполне возможно. Вступительные экзамены в консерваторию идут достаточно протяженный отрезок времени- почти три недели, поэтому необходимо запастись терпением на их время. С одной стороны это достаточно утомительно, ведь все время по сути приходится уделить подготовке к экзаменам, с другой стороны это можно воспринимать как возможность восполнить пробелы в своих знаниях перед очередным вступительным испытанием" (аноним, студент оркестрового факультета МГК)


Между тем, консерватория предоставляет выбор не только между педагогами, но и между факультетами. Для виолончелистов варианта два - "оркестровый" или "ФИСИИ". Одной из основательниц второго стала Наталья Гутман - до недавнего времени она же была и заведующей кафедры струнных, духовых и ударных инструментов. Студенты ФИСИИ очень любят свой факультет, постоянно выдвигают свои инициативы и играют в различных ансамблях. Атмосфера на факультете, по отзывам выпускников, безусловно более камерная и "домашняя".


На ФИСИИ можно учиться у Натальи Гутман, А.Спиридонова и Г.Степанова. До недавнего времени здесь же преподавал трагически и слишком рано ушедший из жизни Александр Бузлов.


Но, всё же, большинство виолончелистов выбирает первый вариант и поступает на оркестровый факультет.


Педагогический состав "кафедры виолончели и контрабаса" очень разнообразный.

На данный момент, ее заведующим является профессор Алексей Николаевич Селезнев. Очень многие виолончелисты мечтают попасть в его класс и это неудивительно - именно Алексей Николаевич "воспитал" таких исполнителей, как Александр Бузлов и Нарек Ахназарян. К тому же, именно он читает курсы методики и истории исполнительства для всех виолончелистов факультета.


Также довольно популярным выбором студентов является Борис Андрианов, известный в России и за рубежом, прежде всего, как прекрасный исполнитель. Обучение у такого педагога тоже имеет свои нюансы - активный гастрольный график не всегда позволяет встречаться "по регламенту", два раза в неделю. Впрочем, это не мешает ученикам восхищаться своим профессором и брать по максимуму те бесценные знания, что он дает.


"Мой педагог - Борис Андрианов. Я думаю, что это имя не нуждается в представлении. БА один из немногих людей, который делает музыку, а не деньги в музыке, этот факт многое предопределил в выборе конкретно его в качестве педагога"(аноним, студент оркестрового факультета МГК)


Помимо Бориса Андрианова, в списке педагогов Консерватории можно увидеть. профессора, победителя Международного Конкурса им. Чайковского Кирилла Родина,...


"Обучение у Кирилла Владимировича дало мне очень много в плане становления музыкального становления. Он учит быть самостоятельным (возможно, потому что часто уезжает и занятия иногда проходят по Скайпу) в выборе репертуара, в творчестве, но при этом всегда даст совет и поможет. Он мог заниматься с нами по дороге в машине, на даче и даже во время езды на велосипеде, и делать это не менее воодушевленно и качественно. У Кирилла Владимировича плотный график, он играет в Брамс-трио, преподает в Китае, дает уроки японцам... но если Вы не нуждаетесь в "ведении за ручку" и не имеете серьезных проблем с техникой, я бы рекомендовала учебу у него. Он учит мыслить, а не играть "по шаблону". Правда, двигать Вас К.В тоже не будет, имейте это в виду" (аноним, студентка оркестрового факультета МГК)


... виолончелиста квартета Бородина Владимира Бальшина (который ведет преимущественно квартетный класс, а как педагог по специальности берет совсем немногих), известного исполнителя Александра Князева, Игоря Ивановича Гаврыша, преподающего в МГК уже более 50 лет, Марию Константиновну Чайковскую, которая, в свое время, имела конфликт с Натальей Николаевной Шаховской, из-за чего кафедра разделилась на две части, а также преподавателя ЦМШ Ольгу Галочкину и лауреата Конкурса Чайковского Евгения Румянцева.


Мнение студентов об обучении по другим дисциплинам очень разнится - как и в любом другом месте, всё очень зависит от педагогов, к которым студент был распределен.


"Обучение по другим предметам... в училище преподавали гораздо интереснее, и жестче спрашивали (речь про АМУ при МГК)" (аноним, студентка оркестрового факультета МГК)


"Конечно, обучение помимо специальности очень интересное. Мой педагог по квартету, участник квартета Бородина - Бальшин В. В., мой педагог по камерному ансамблю - Маслюк К. А., педагог по оркестровым трудностям - Иванов Е. С. Это замечательные музыканты и интересные люди, о них я могу рассказывать часами. Конечно, это интересные люди у которых я учусь, помимо них, думаю, есть и другие интересные личности в консерватории, например, Алиханов, Воскресенский, Луганский, Грач и многие другие" (аноним, студент оркестрового факультета МГК)


Что касается карьерных перспектив, студенты сходятся в едином мнении - обучение в ВУЗ-е само по себе не дает карьерных гарантий, хоть и открывает возможности для построения связей, участия в интересных проектах и т.д.


"Мое мнение по этому поводу простое - музыкант, неважно где он учится, он может выстрелить хоть где. Очень много сильных и талантливых музыкантов растет в провинциях! Что касается возможностей, то конечно, МГК это лучшее заведение в этом плане, просто даже формально, в корочке это смотрится гораздо интереснее чем какой-либо другой ВУЗ" (аноним, студент оркестрового факультета МГК)


"Некие карьерные перспективы ВУЗ, вроде как, открывает, но примерно такие же открывало и училище (АМУ), и другие учебные заведения. Я считаю, что влияет скорее не ВУЗ, а общение с людьми - если ты можешь с кем-то начать общаться, поразить талантом или чем-то еще, то есть шанс получить интересную работу. Но я знаю много людей и после училища, которые сыграли прослушивание в РНО и сейчас там играют. И в консерваторию идти им уже нет нужды" (аноним, студентка оркестрового факультета МГК)


" Быть виолончелистом в консерватории - само по себе уже большое преимущество. С первых дней учебы я начал получать приглашения выступить в составе различных ансамблей, а это безусловно помогает набрать огромный опыт игре на сцене и в камерной музыке" (аноним, студент оркестрового факультета МГК)


Виолончелистов в консерватории учится много по сравнению с другими учебными заведениями, но мало по сравнению со скрипачами и пианистами. По педагогам студенты также распределяются неравномерно - так, на прошлогоднем концерте кафедры практически половина исполнителей были студентами А.Н.Селезнева. Также довольно много студентов у И.И.Гаврыша. Есть педагоги, у которых совсем крошечные классы - к таким относятся, например, Владимир Бальшин и Александр Князев.


"Виолончелистов, в сравнении с другими специальностями, очень мало. Это проявляется тогда, когда скрипачи набирают себе составы для квартета или камерного. Бывает такое, что у скрипача один состав, а у виолончелиста помимо этого еще 3 или 4. Но это нормальная практика, да и не вижу ничего плохого, так как это идет в плюс! Быть виолончелистом в МГК с одной стороны трудно, а с другой "престижно" (аноним, студент оркестрового факультета МГК)


Коммуникации между студентами, как правило, выстраиваются не по принципу инструмента, а по принципу "откуда выпустился". Этот тезис подтверждают и цитаты студентов:


"Отношения с одногруппниками... очень сложно. В основном общаешься с теми, кого нашел еще на первом курсе. Все делятся на выходцев из ЦМШ, из Гнесинки, из АМУ, и так дальше все и общаются. Ну, как и везде в общем-то, ничего тут особенного. Везде есть нормальные люди, а есть не очень" (аноним, студентка оркестрового факультета МГК)


"У меня есть круг людей, с которыми я общаюсь и мне интересно с ними. Однокурсники у меня замечательные, все очень хорошие! Очень часто встречаюсь с музыкантами из консерватории не только в ней, но и на других площадках, думаю что это тоже показатель МГК, студентов отсюда зовут везде" (аноним, студент оркестрового факультета)


Ну и, напоследок, несколько подсказок для будущих абитуриентов:


"Главный совет - быть уверенным в себе, верить в удачу и набраться терпения и сил. В целом, вступительные - это очень трудное время как психологически, так и морально. Это огромный марафон! Я бы сравнил это с пятиборием" (аноним, студент оркестрового факультета МГК)


"Совет: если люди хотят поступать, то выбирать между МГК и Гнесинкой. Остальных ВУЗов лучше избегать и стараться туда не попасть. Ну или искать другую профессию. Хотя зависит от педагога - сначала выбрать его, а потом уже ориентироваться" (аноним, студентка оркестрового факультета МГК)


В следующей статье мы подробнее поговорим о РАМ им. Гнесиных и виолончельной жизни в рамках ВУЗа. Подписывайтесь на "Царство виолончели" ВКонтакте и следите за сайтом, чтобы ничего не пропустить!


(Мы выражаем благодарность четырем студентам МГК им. Чайковского, согласившимся дать нам интервью на анонимных условиях. Если Вы хотите также рассказать о своем музыкальном ВУЗе, Вы можете сделать это, отправив нам сообщение ВКонтакте :)






93 просмотра0 комментариев